Особенности восприятия поликодовых текстов
На площадках «Книжного маяка Петербурга» и VI Всероссийской школы издательского мастерства прошла серия экспертных дискуссий, в рамках одной из которых доцент СПбГУ Татьяна Петрова рассказала об особенностях поликодовых текстов, то есть аких, которые включают и слова, и изображения.
К поликодовым текстам Татьяна Петрова относит комиксы, газеты, журналы, инфографику, картинку на экране телевизора с бегущей строкой, но без звука. Если присутствует аудиоканал, такие тексты называют уже мультимодальными. Поликодовыми текстами считаются также визуальные заметки: студенты, например, могут конспектировать лекцию, используя не только слова, но и схемы.
Последние два года мы изучали, как воспринимаются мультимодальные тексты в учебной аудитории: печатный текст, инфографика, презентация, плюс, аудиолекция... Оказалось, что если перед вами текст, на экране инфографика, а еще преподаватель объясняет тему, то внимание существенно рассеивается. Самый эффективный способ восприятия — чтение.
Как показывают исследования, поликодовые тексты воспринимаются более позитивно, чем обычные, но больше внимания все же уделяется именно тексту. Яркая картинка обращает на себя внимание, но человек читает слова. Если вербальные и невербальные сообщения конфликтуют, то текст запоминается лучше, читатель его оценит как более интересный. Пример такого конфликта — рекламный плакат, в слогане которого заключена неоднозначность. Мемы и фотожабы тоже построены на конфликте. Неоднозначность — один из способов улучшения восприятия, считает Татьяна Петрова.