Татьяна Черниговская высказала мнение о влиянии многозадачности на мозг

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская ответила на вопросы корреспондента, связанные с влиянием долгосрочного планирования и многозадачности на мозг и психику человека.

Правда ли, что многозадачность негативно сказывается на нашем мозге и психике?

Нет. Это не плохо, и не хорошо. Это другой тип переработки информации, а не получение знаний. Знания требуют времени, глубины и контекста. Новое поколение — это люди, у которых другая скорость. Они много могут делать параллельных вещей, но я тоже много делаю. Моя претензия к ним, что они берут много, но не глубоко. Это по поверхности. Информация — это не знания. Они за одну секунду тебе и годы жизни Голсуорси, день женитьбы Наполеона назовут. Но найти ее не сложно. Это не знания. Это некая информация, которая к ним как попала, так и улетит.

Нужно ли строить длинные планы или лучше жить здесь и сейчас?

Нужно. Мой друг Александр Аузан, всегда говорит, что наша беда (России), что мы строим короткие планы — на год, на два. А что будет через 15 лет? Никто не строит длинные планы. И это большая ошибка.

Нужно ли учить несколько языков?

Детей, на всякий случай, нужно учить всему. Это не означает, если вы учите ребенка музыке, что он станет Владимиром Спиваковым. Обучение, например, музыке — это очень тонкая ювелирная настройка нейронной сети. Это понадобится, когда ребенок будет учиться читать. Поэтому, по возможности, нужно учить всему. Есть исследования в Канаде того, что люди, которые изучали в детстве несколько языков, на годы отодвигают свою потенциальную болезнь Альцгеймера. И тут не речь о том, хорошо ли они знали и говорили на иностранных языках. Сам факт выучивания разных систем.