Язык — музыка — жест

Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, ауд. 152

В Университете состоится вторая международная конференция «Язык — музыка — жест: информационные перекрестки».

Цель конференции — создать комфортную междисциплинарную площадку для плодотворного широкого обсуждения проблем взаимодействия в условиях современного информационного мира основных обеспечивающих человеческую коммуникацию семиотических систем — языка, музыки и жеста.

Организаторы

  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Академия русского балета имени А. Я. Вагановой

Программный комитет

  • Татьяна Черниговская (СПбГУ) — председатель
  • Екатерина Давиденкова-Хмара (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
  • Светлана Лаврова (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой)
  • Татьяна Петрова (СПбГУ)
  • Тамара Твердовская (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
  • Полина Эйсмонт (СПбГУ)

Программа

18 апреля

10:30–11:00 Регистрация

11:00–11:15 Открытие конференции

11:15–12:15 Хосе Франсиско (Международный университет Ла-Риохи, Испания) «Репрезентативные и метарепрезентативные сходство: размеры анализа и коммуникативная роль»

12:15–13:15 Секция «Взаимодействие семиотических систем: взгляд со стороны языка»

  • Гюльтекин Шамилли (Государственный институт искусствознания, Москва) «Надындивидуальные механизмы языка и музыки: три шага к формулировке гипотезы»
  • Ольга Блинова, Ольга Зайкина (СПбГУ) «Русский устный судебный дискурс: корпусные данные и описание взаимодействия в зале суда»
  • Иван Гурков, Дарья Гусева, Михаил Долгушин, Полина Ляпина (СПбГУ) «Разработка корпуса интерферированной русской речи с разметкой ритма»

13:15–13:30 Кофе-брейк

13:30–14:30 Постерная сессия 

  • Александра Бурдына, Вероника Виксна, Диана Князева, Арина Мишина (СПбГУ) «Трансформация и специфика концепта "русский" в сознании носителей русского языка»
  • Евгений Агеев, Ярослав Голуб, Елена Медведева, Елизавета Соболева (Санкт-Петербургский НИИ физической культуры) «Оценка слаженности воспроизведения ритма музыкальных композиций в художественной гимнастике»
  • Альбина Грекова (ГИТИС, Москва) «Бразильская музыка и русский балет: симбиоз культур в экспериментах с искусством»
  • Евгений Пашковский (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова) «Современная джазовая жизнь Санкт-Петербурга: от эмоции к размышлению»
  • Екатерина Быкова, Марианна Салеева (Белорусский государственный университет, Белоруссия) «Репрезентация образа преподавателя в итальянских интернет-мемах»
  • Светлана Сорокина (Казанский федеральный университет) «Язык, музыка, жест — взаимосвязь в искусстве и науке»
  • Цзян Сяоминь (СПбГУ) «Взаимодействие между языком и музыкой в процессе их усвоения»
  • Александр Толмачёв (Российский православный университет св. Иоанна Богослова) «От языка Адама через языки науки и искусства к синтезу языков: способы познания через невербальные и вербальные коммуникации»
  • Мария Одинцова, Сергей Чебанов (СПбГУ) «Бытийственный статус репетиции»
  • Кристина Чупрова (СПбГУ) «О чем говорят руки: коммуникативные жесты у детей с интеллектуальными нарушениями»

14:30–15:30 Перерыв на обед

15:30–17:30 Секция «Взаимодействие семиотических систем: взгляд со стороны музыки»

  •  Алексей Доильницын (Step by Step), Юрий Троицкий (РГГУ, Москва) «Культурные коды языка, музыки, танца: когнитивно-семиотическая проекция»
  • Светлана Лаврова (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «"Смерть автора" и "Смерть субъекта": ИИ в композиторском творчестве как интеллектуальный жест музыкального концептуализма»
  • Екатерина Левина (Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского) «Синтез звука, движения и технологий в проекте "Девять вечеров: театр и инженерия"»
  • Анна Меркушева, Анастасия Цуканова (СПбГУ) «Концепция мультимедиальности Я. Кириакидеса music-text-film как новый аспект в проблематике восприятия музыкального произведения»
  • Валерий Тимофеев «"Сережа такой тупой" на трансмедиальном перекрестке»
  • Аполлинария Аврутина (СПбГУ) «Язык и музыка ближневосточной суфийской поэзии: ашыкская поэзия Юнуса Эмре»

17:30–18:30 Константин Зенкин (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского) «Периодичность в организации музыкального времени и ее метаморфозы»

19 апреля

10:00–11:20 Секция «Жест в невербальной коммуникации»

  • Михаил Долгушин, Вера Евдокимова, Ульяна Кочеткова, Павел Скрелин, Петр Федькин, Павел Щербаков (СПбГУ) «Автоматический анализ эмоциональной мимики и интонации в русской речи»
  • Никита Аринкин (Московский государственный лингвистический университет), Анна Зинина (РГГУ, Москва), Артемий Котов (НИЦ «Курчатовский институт», Москва) «Установление невербального контакта робота с человеком»
  • Юлия Николаева (МГУ; НИУ ВШЭ, Москва) «Синхронизация просодии и жестов по времени и направлению»
  • Янань Сян, Наталья Богданова-Бегларян (СПбГУ) «Маркеры неопределенности и их жестовое сопровождение: корпусное исследование»

11:20–12:20 Алан Сиенки (Амстердамский свободный университет, Нидерланды) «Жест взгляд изнутри: кинезиологический подход Буте»

12:20–12:35 Кофе-брейк

12:35–13:30 Постерная секция

  • Леонид Баранов (Научный совет РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, Москва) «Проблемы соответствия языка тела вербальной коммуникации в информационном пространстве. Цифровой двойник как аугментация человека в информационном пространстве»
  • Егор Вадов (Школа № 338 имени Героя Советского Союза А. Ф. Авдеева) «Построение семиотических конструкций, как язык ансамблевого взаимодействия подростков в социуме»
  • Степан Гаврилов (ЕУСПб) "Звук как инструмент конструирования смысла. Рефлексия о современности и субъектности в альбоме Tranquility Base Hotel and Casino»
  • Ульяна Кочеткова, Иван Гусев (СПбГУ) «Просодические и паралингвистические характеристики шутки»
  • Анастасия Круглова (РАНХиГС, Москва), Ольга Смирнова (МГУ), Татьяна Скулачева (Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН, Москва) «Локализация и длительность пауз в звучащем стихе (экспериментально-фонетическое исследование)»
  • Елена Семынина (Метод «Бэби фуга») «Роль невербального общения в процессе музыкальноигровой деятельности у младших дошкольников»
  • Татьяна Сиверская (Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Москва) «О возможностях анализа музыкальных произведений с применением современных цифровых технологий»
  • Никита Аринкин (РГГУ, Москва), Анна Зинина (РГГУ), Артемий Котов (НИЦ «Курчатовский институт», Москва), Полина Подлесная (СПбГУ), Полина Эйсмонт (СПбГУ) «Восприятие темпоральных жестов робота детьми дошкольного возраста»
  • Елена Добродеева (СПбГУ) «Транзитивность в русском языке: в поисках невербального выражения»
  • Татьяна Петрова (СПбГУ) «Язык тела в русских эмотивных глаголах»

14:30–15:30 Перерыв на обед

15:30–16:50 Секция «Обучение языку и музыке»

  • Анжелика Дубасова (СПбГУ) «Взаимодействие языковой и музыкальной компетенции: мини-обзор»
  • Родмонга Потапова, Всеволод Потапов, Никита Померанцев (Московский государственный лингвистический университет) «Цветомузыка как основа разработки программного обеспечения процесса обучения нотной грамоте (для детей дошкольного возраста)»
  • Анастасия Чуприна (Университет Неймегена; Институт психолингвистики Макса Планка, Нидерланды) «Уровни скорости веса и коммуникативный инвентарь ребенка, жест и речь: биологический порядок событий»
  • Ольга Сизова (Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи) «Слово как жест»

16:50–17:05 Кофе-брейк

17:05–18:25 Секция «Музыка в речи»

  • Кан Сонву (Университет Западной Бретани, Франция) «Информационная структура в разговорном бретонском языке: всегда ли просодическая значимость присутствует в фокусе?»
  • Павел Холявин (СПбГУ) «Реализация элементарных мелодических контуров в русском, английском и французском языках»
  • Артём Верюжский, Анастасия Колмогорова (НИУ ВШЭ) «Сентимент-динамика в песенных текстах жанра «рок» в диахронии: сентимент и тематический контекст»
  • Татьяна Скулачёва (Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН, Москва), Наталия Слюсарь (НИУ ВШЭ) «Восприятие стиха vs восприятие прозы: экспериментальное исследование»

19:00 Концерт вокальной музыки

20 апреля

10:00–12:00 Секция «Жест в хореографии»

  • Анна-Мария Минафра (Музыкальная консерватория Джакомо Пуччини, Италия) «Имитация музыкальных жестов» у начинающих и профессиональных скрипачей»
  • Марина Корсакова-Крейн (Университет Туро, США) «Структура музыкального знания по сравнению с речью и жестом»
  • Елена Приданова (Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки) «Семиотическая система Дельсарта в единстве теории и практики: от жеста к звуку»
  • Анна Груцынова (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского; ГИТИС, Москва) «Знаки, жесты и символы в либретто балетов И. И. Вальберха»
  • Александра Евдокимова (Институт языкознания РАН; ГИТИС, Москва) «Жесты головы в перфомансах хореографа Антонио Нахарро»
  • Злата Войнова (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «Кинематографическое и хореографическое измерение жеста на примере танцеатра Пины Бауш»

12:00–12:20 Кофе-брейк

12:20–13:40 Секция «Речь в музыке»

  • Доминик Поребска-Квасник «Музыка как философия и искусство. Мир идей»
  • Елена Ерофеева (СПбГУ), Дарья Павлова (Пермский государственный национальный исследовательский университет), Леонид Пахомов (Пермский государственный институт культуры), Татьяна Петрова (СПбГУ) «Модели метафорического пространства вокально-педагогического и инструментально-педагогического дискурсов: сравнительный анализ»
  • Юлия Бакшеева, Ксения Сапожникова, Роальд Тайманов (Всероссийский научно-исследовательский институт метрологоии имени Д. И. Менделеева) «Язык эмоций в музыке»
  • Татьяна Яковлева (Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва) «Просодия как трансмедиальный принцип в музыке Жоржа Апергиса»

13:40–15:00 Перерыв на обед

15:00–16:40 Секция «Речь в музыке»

  • Татьяна Букина (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «"Не ставя граней между мелодикой стиха и мелодией музыки": концепция "звучащего вещества" Б. В. Асафьева и исследования "живого слова"»
  • Татьяна Сиверская (Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Москва) «Речевые характеристики в литературном и музыкальном произведения: методика сравнения»
  • Анастасия Гарасимюк, Полина Эйсмонт (СПбГУ) «От тоски до радости: восприятие художественного текста с музыкальным сопровождением и без»
  • Наталья Мосягина (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) «Механизмы воздействия богослужебных песнопений на человека (на примере древнерусской традиции)»
  • Мария Стешенко (Школа иностранных языков «Das Проект») «Фрейм-анализ как инструмент представления и оценки концептуальной информации прецедентного библейского образа в аспекте интермедиальных связей поэтического и музыкального произведений»

16:40–17:00 Подведение итогов и закрытие конференции

Языки конференции: русский и английский.