Язык — музыка — жест: информационные перекрестки

Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, ауд. 152

В СПбГУ пройдет международная конференция «Язык — музыка — жест: информационные перекрестки».

Программа

19 апреля

9:30–10:00 Регистрация

10:00–12:00 Открытие конференции: приветственные слова Татьяны Черниговской, Леона Ботстайна и Николая Цискаридзе

  • Татьяна Черниговская (СПбГУ) «Нейросемиотика как пересечение науки и искусства»
  • Микко Самс (Университет Аалто, Финляндия) «Активность человеческого мозга во время естественной обработки языка и музыки»

12:00–12:15 Кофе-брейк

12:15–13:45 Представление жеста и музыки в речи

  • Леонид Пахомов, Елена Ерофеева (Пермский государственный национальный исследовательский университет), Татьяна Петрова (СПбГУ) «Метафорическое пространство вокально-педагогического дискурса»
  • Полина Эйсмонт (СПбГУ) «Невербальное поведение и его роль в порождении нарратива»
  • Аннамария Минафра (Италия) «Изучение жестов и языка тела профессиональных музыкантов в процессе саморефлексии о техническом движении»

13:45–15:00 Перерыв на обед

15:00–16:30 Формальное описание музыки

  • Гюльтекин Шамилли (Государственный институт искусствознания, Москва) «Язык и музыка в аспекте субъект-предикатной конструкции: иерархические и неиерархические структуры»
  • Огужан Туграл (Турция) «О синтаксисе составного макама в турецкой музыке: еще один взгляд на максимальные проекции в исследованиях генеративной грамматики в музыке»
  • Гарри Хагберг (США) «Тайна Киви: абсолютная музыка и то, что формалист может (или мог) услышать»

Отражение в языке жеста и музыки

  • Аполлинария Аврутина (СПбГУ) «Язык и музыка: перевод в музыкальном прочтении»
  • Елена Чистова (Сибирский федеральный университет, Красноярск) «Невербальная семиотика в танцевальном повествовании и синхронном переводе: когнитивные пересечения»
  • Татьяна Скулачева (Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН, Москва), Наталья Слюсарь (СПбГУ; НИУ ВШЭ, Москва), Александр Костюк (Москва), Анна Липина (Москва), Эдуард Латыпов (РГГУ, Москва), Валерия Королева (РГГУ, Москва) «Обработка информации в стихе и прозе: экспериментальное исследование»

16:30–17:30 Александр Харуто (Московская государственная консерватория, Россия) «Объективный звуковой анализ в музыковедении: проблемы верификации»

17:30–17:45 Кофе-брейк

17:45–18:45 Современные подходы к описанию музыки

  • Анастасия Гундорина (Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва) «Метафора как структурный принцип организации современной музыкальной нотации»
  • Дэвид Коттер (Кембриджский университет, Великобритания) «Удаленное сотрудничество: общение, творчество и задержка»

19:00 Приветственный фуршет

20 апреля

10:00–11:00 Григорий Крейдлин (РГГУ, Москва) «Жесты и речь в Новом лингво-семиотическом словаре»

11:00–12:30 Язык, музыка и жест на сцене
 

  • Ольга Манулкина (СПбГУ) «Читая оперу: вербальное vs невербальное в оперном театре конца XX — начала XXI веков»
  • Илья Крончев (СПбГУ) «Язык тела в перформансах Ребекки Хорн: схема жеста и его "знаковость"»
  • Елена Погорелова (СПбГУ) «Жест и слово в танцевальном спектакле ("Свадебка" Брониславы Нижинской и "Орфей и Эвридика" Пины Бауш)»
  • Татьяна Цареградская (Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва) «Живописно-музыкальный экфрасис: к вопросу о роли артистического жеста»

12:30–12:45 Кофе-брейк
 

12:45–14:45 Тело — жест — знак: мультисенсорность в искусстве новых медиа

  • Светлана Лаврова (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «Музыка как опыт "невозможного": мультисенсорное восприятие в композиторском творчестве ХХI века»
  • Александра Крылова (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Акусматические объекты в пространстве мультимедийных инсталляций»
  • Екатерина Заводова, Валерия Карпинская (СПбГУ) «Межсенсорное взаимодействие при визуальном анализе изображений с музыкальным сопровождением»
  • Екатерина Левина (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «"Метапоэзис" К. Кинга как форма интертекста»

Просодика в речи и музыке

  • Татьяна Качковская (СПбГУ) «Динамический контур завершенных и незавершенных синтагм: корпусное исследование»
  • Валерия Долгая (СПбГУ), Елена Риехакайнен (СПбГУ), Эвелина Кузнецова (Образовательный центр «Сириус», Сочи), Варвара Николаева (Образовательный центр «Сириус», Сочи) «Могут ли подростки определить эмоциональное состояние сверстников по речи?»
  • Павел Скрелин, Ульяна Кочеткова, Вера Евдокимова, Татьяна Чукаева, Дарья Новоселова (СПбГУ) «Построение речевого корпуса для исследования акустических характеристик иронии»
  • Вера Евдокимова (СПбГУ) «Сравнительный анализ средних спектров речи в диалогах»

14:45–16:30 Перерыв на обед

16:30–17:30 Леон Ботстайн (США) «От концертов к кино: музыкальная риторика и смысл в исторической перспективе»

17:30–18:30 Кэролайн Палмер (Университет Макгилла, Канада) «Ритмы речи и музыки: приспосабливаться к себе»

19:00 Концерт

21 апреля

10:00–11:00 Стефан Заллат (Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера, Германия) «Усвоение музыки и языка (в том числе, лицами с ограниченными возможностями) — условия для музыкального вмешательства и музыкальной терапии»

11:00–12:30 Обучение детей музыке

  • Анна Власенкова (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) «Роль языка и жеста в обучении музыке детей младшего возраста»
  • Нина Бергер (Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) «Музыкальный ритм как проекция жизненного опыта»
  • Ольга Сизова (Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи) «Способности сенсомоторного уровня как допуск в язык и музыку»

Семиотические вопросы языка и музыки

  • Галина Жукова (СПбГУ) «Музыка и язык: познание — исполнение — практика»
  • Константин Зенкин (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского) «Музыкальный смысл и жест»
  • Нина Щербак (СПбГУ) «Теория знака и особенности мышления: о взаимодействии музыкальных и литературных языков»

12:30–12:45 Кофе-брейк

12:45–14:15 Народная музыка

  • Жуан Велозу (Университет Порту, Португалия) «Агогика в португальских народных стихах»
  • София Рос (Утрехтский университет, Нидерланды) «Когда у языка есть ритм: сенегальский барабанный язык и лингвистическая теория»
  • Илья Сайтанов (НИУ ВШЭ, Москва), Софья Власова (Москва) и Евгения Хаздан «Разметка лада в корпусе клезмерской музыки»

Язык и музыка в литературе и в кино

  • Ксения Зиновьева (НИУ ВШЭ, Москва) «Использование заимствований в русской популярной музыке»
  • Елизавета Дорфман (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Песни и эмоции: потерянное при восприятии. Музыка и слова в русско-израильских фильмах "с акцентом"»
  • Руслан Бицоев (СПбГУ) «Реквием по языку. Парадоксы "видимого" и "слышимого" в пространстве "Осеннего крика ястреба" Иосифа Бродского»

14:15–15:15 Перерыв на обед

15:15–16:15 Постерная секция

  • Магдалена Товар-Эспада (Швейцария) «Усвоение музыки и языка: роль осознанной практики»
  • Доминик Поребска-Квазник (Франция) «Полная сценическая стилизация опер благодаря абсолютному раскрепощению музыкального языка»
  • Бахтияр Аманжол (Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Казахстан) «Музыка как язык пространственных структур»
  • Анисия Артёмова (СПбГУ) «"Саундбокс" и "теория жеста": в поиске новых методов музыкального анализа»
  • Полина Бахтурина (СПбГУ), Дарья Подвигина (СПбГУ), Дарья Чернова (СПбГУ) «Влияние голоса диктора на семантическую обработку звучащей речи: связь коррелирующего контекстуального опыта с работой предикативных механизмов»
  • Сергей Грибов (Алтайский государственный университет, Барнаул) «Виртуальное и реальное тело в цифровом перформансе»
  • Вера Дёмина (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Взаимодействие визуального и звукового компонентов в сценическом пространстве спектакля-перформанса "Дионис-69″ Р. Шехнера»
  • Инга Дорохова («Академия талантов», Санкт-Петербург), Татьяна Петрова (СПбГУ) «Трансляция и трактовка визуального образа: о создании логотипа конференции LGMIC-2021»
  • Александра Евдокимова (Институт языкознания РАН, Москва) «Мимические жесты в коммуникации (на материале корпуса Rupex) и мимические жесты в танце фламенко у непрофессиональных русских танцовщиков»
  • Глеб Егоров (СПбГУ) «Анализ современной популярной музыки: к вопросу о новой методологии»
  • Михаил Иванов (СПбГУ) «Искусство перевода с листа и его зависимость от типа чтения текста»
  • Анна Непша (СПбГУ) «Пустота и звук в современном искусстве: звуковая инсталляция»
  • Мария Николаева (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Образ японского сада в творчестве Тору Такэмицу: к вопросу многоканальности символических значений»
  • Георгий Петренко (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет) «Гендерный аспект восприятия эмоциональной речи»
  • Сергей Ромашко (МГУ) «Жест как универсальное семиотическое понятие»
  • Владимир Сивицкий (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) «Танец как язык коммуникации»
  • Дарья Скворцова (СПбГУ) «Текст, звук, изображение: какие интернет-мемы интересны современным подросткам?»
  • Светлана Сорокина (Казанский федеральный университет) «Язык музыки и музыка языка: взаимосвязь эмоционального воздействия»
  • Валерий Тимофеев (СПбГУ) «Гибриды и музыкальные дуэты в "Ultima Thule" В. Набокова»
  • Елена Урсоленко (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «Фольклорный танец о. Кипр как инструмент формирования молодого поколения»
  • Кристина Чупрова (Средняя общеобразовательная школа № 16, Санкт-Петербург) «Театральные игры-импровизации при обучении русскому языку как неродному»
  • Александра Шорникова (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Текст и речевые техники в перформативной концепции документального видеотеатра Стива Райха»
  • Лев Щёкин (Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва) «Музыка-жизнь и музыка-смерть»
  • Елизавета Янина, Максим Подоляк (Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры) «Оценка позиции в игре Го»

16:15–17:45 Эмоции и искусственный интеллект

  • Анастасия Колмогорова, Александр Калинин, Алина Маликова (Сибирский федеральный университет, Красноярск) «Целое и часть в эмоциональном познании текста: два пути организации ассессмента эмоционального датасета»
  • Артемий Котов, Никита Аринкин, Людмила Зайдельман, Анна Зинина (НИЦ «Курчатовский институт»; РГГУ, Москва), Александр Филатов (РГГУ, Москва) «Модель эмоциональной экспрессии для персонального робота Ф-2»
  • Элеонора Байер (Калифорнийский университет, США) «Просодический фокус в речи, направленной на человека, в сопоставлении с речью, направленной на собеседников с голосовым ИИ»

18:00 Закрытие конференции