Визуальное представление текста и лингвистическая обработка
Проект «Визуальное представление текста и лингвистическая обработка: механизмы чтения у людей с дислексией», грант РНФ (2023–2024)
Около 10 % населения Земли подвержено дислексии — избирательному нарушению способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Сложности с чтением у ребенка могут привести к функциональной неграмотности у взрослого и значительно ухудшить пребывание человека в социуме. В связи с этим невероятно важно изучать особенности чтения у людей с дислексией для последующего создания диагностирующих и коррекционных инструментов. Кроме того, исследование с участием людей с дислексией могут вскрыть глубинные механизмы чтения, несовершенная работа которых проявляется при дислексии.
Именно этому посвящен данный проект, в частности, тому, как визуальные характеристики текста влияют на лингвистическую обработку у подростков с дислексией и без нарушения чтения. Исследование графической стороны текста — это малоизученная область в рамках психолингвистики чтения, несмотря на то что графический компонент считается неотъемлемой частью всех основных моделей распознавания слов при чтении.