Индивидуальные различия в когнитивной нейрофизиологии

Уровень Магистратура

Год обучения Второй

Семестр Осень

Язык Русский язык

Описание курса

Курс посвящен важному аспекту когнитивной нейрофизиологии — проблеме влияния индивидуальных различий на известные в этой науке принципы и закономерности. В процессе обучения дается материал, посвященный существующим представлениям о классификации индивидуальных различий, предлагаемых Кречмаром, Шелдоном, Леонгардом, а также тест MMPI. В рамках курса также рассматриваются теории, основанные на выделении черт личности: концепции Кэттела, Айзенка и тест 16PF; теория Айзенка о нейрофизиологической природе экстра- и интроверсии и нейротизма.

Большое внимание уделяется российской школе дифференциальной психофизиологии, в том числе концепции основных свойств нервной системы, созданной Павловым и развиваемой такими учеными, как Теплов, Небылицын, Русалов, Мерлин. В ходе занятий изучаются половые различия и нейрофизиологические механизмы, лежащие в их основе, в том числе функциональная асимметрия полушарий как один из фактор индивидуальных различий.

Интеллектуальные способности представляют собой высший уровень психологических проявлений и особый интерес представляют индивидуальные различия по этому свойству, в том числе нейрофизиологические корреляты интеллекта. Вопрос о влиянии генов на психофизиологические характеристики — один из центральных с точки зрения понимания природы этих показателей. В рамках курса, в первую очередь, рассматриваются психологические признаки, для которых уже установлены конкретные гены, а также нейрофизиологические факторы, лежащие в основе различных психопатологических проявлений, дается материал о теориях природы гениальности, а также о роли, которую играют креативность, лидерство и мотивация в формировании гениальности.