Когнитивные исследования

На английском и русском языках

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Количество мест 6 бюджет / 5 договор

Описание программы

Когнитивная наука — современная междисциплинарная область исследования познания, развивающаяся на стыке когнитивной психологии, лингвистики, нейрофизиологии, искусственного интеллекта и других наук.

Программа «Когнитивные исследования» — одна из старейших магистерских программ в области когнитивных наук в России и реализуется в СПбГУ с 2012 года.

Характерная особенность программы — ориентация на фундаментальную подготовку и междисциплинарный подход. Программа готовит специалистов, владеющих разнообразными методами эмпирических исследований, готовых к научно-исследовательской работе в междисциплинарных коллективах.

На программе будут рады абитуриентам с бакалаврским образованием в области психологии, лингвистики, биологии,когнитивных исследований.

Поступление

Вступительное испытание в магистратуру проводится в письменной форме. Подробная информация о сроках подачи документов, содержании вступительных испытаний и критериях поступления доступна на сайте Приемной комиссии.

Учебные план и курсы

В учебный план программы включены курсы, которые читаются преподавателями филологического, психологического и биологического факультетов СПбГУ. С учебными курсами программы текущего учебного года вы можете ознакомиться в каталоге курсов.

Исследования и потенциальные научные руководители

Магистрантам предоставляется возможность исследовательской деятельности и защиты магистерской диссертации в таких областях, как психолингвистика, нейролингвистика, когнитивная психология, когнитивная психофизиология, когнитивная нейрофизиология. Обязательная часть любой магистерской диссертации — экспериментальное исследование. Со списком преподавателей и потенциальных научных сотрудников программы вы можете ознакомиться в разделе персоналий.

Практика и работа

В ходе обучения большое внимание уделяется практикам: магистранты получают навыки работы на аппарате для регистрации движений глаз (на базе Института когнитивных исследований), осваивают технологии в области исследований человеческого мозга (ЭЭГ, фМРТ) (на базе Института когнитивных исследований, Института мозга человека имени Н. П. Бехтеровой РАН, Института физиологии имени И. П. Павлова, РАН). На программе уделяется особое внимание методам обработки данных (R. Python), а также их применению для обработки результатов ЭЭГ и фМРТ.

Выпускники программы успешно работают в научных центрах и лабораториях страны: Институте мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН, Институте физиологии имени И. П. Павлова РАН, Институте когнитивных исследований СПбГУ и за рубежом: Институте биоинженерии Каталонии (Испания), Университете Хельсинки (Финляндия), Калифорнийском университете в Дейвисе (США) и других.

Отзывы выпускников
Елена Королева

Я поступила в магистратуру ИКИ после бакалавриата в Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, где училась на логопеда. Шла с мыслью, что хочу научиться делать грамотные исследовательские проекты и мои желания на 100 % оправдались. Наша программа показывает, насколько интересными и разнообразными могут быть когнитивные исследования (не знаю, где еще можно встретить курсы по нейрофизиологии, лингвистике, психологии и антропологии под одной крышей). Она учит выстраивать собственное исследование (курсы по дизайну исследований и НИР просто незабываемые).

Все наши преподаватели — увлеченные люди, каждый горит своим делом и заражает этой увлеченностью всех вокруг себя.

Особенно ценной для меня была работа над дипломом. Мы обсуждали наши исследования с самого начала: оттачивали дизайн, размышляли о том, на что нужно обратить внимание, совершенствовались в умение презентовать результаты работы. Эта программа — идеальное место, чтобы включиться в научную работу. Нас было всего девять человек в группе и каждому из нас уделяли много внимания на протяжении всей учебы. Я благодарна своим преподавателям и одногруппникам за эти очень интересные и продуктивные два года.

Алиса Косикова

На программу «Когнитивные исследования» я поступила после бакалавриата на филологическом факультете. Эти два года пролетели незаметно, но по ощущениям — целая жизнь прошла. Было много интересных предметов, нам показали и лингвистический, и психологический, и нейрофизиологический подходы к изучению мозга и сознания. Бесконечно интересные практики (ЭЭГ, фМТР, айтрекер), очень полезные пары по НИР (они, действительно, подготовили нас к защите и минимизировали стресс и ошибки при подготовке текстов и презентаций).

Эта магистратура научила меня внимательнее относиться к информации, что бесконечно полезно при прочтении статей о чужих исследованиях, а также — к собственным словам (теперь сто раз подумаешь, а точно ли понимаешь и можешь объяснить то, что собираешься сказать, чтобы не говорить заумные предложения и красивые термины, за которыми для себя самого ничего не стоит).

Я бесконечно благодарна преподавателям и одногруппникам за два прошедших учебных года. 

Это было полезно и с точки зрения обретения новых знаний и навыков (хорошая возможность определиться, что тебе интересно и что получается), и для жизни в целом (новые знакомства, интересные события, необычный опыт, теплые воспоминания, возможность нового взгляда на себя и на мир вокруг).

Мария Кохова

Около 30 лет назад выдающимися отечественными стиховедами Михаилом Гаспаровым и Татьяной Скулачёвой был начат проект «Лингвистика стиха», в рамках которого ученые обнаружили ряд лингвистических особенностей стиха, отличающих его от прозы. В частности, были описаны различия на уровне интонации. Однако до настоящего момента оставалось неясным, заметны ли описанные лингвистами интонационные особенности стиха для слушателя?

В рамках магистерской диссертации мы вместе с моим научным руководителем Наталией Слюсарь попытались выяснить, различимы ли стих и проза по одной лишь интонации, при этом на двух уровнях: в случае, если осуществляется сознательный контроль — ставится задача различения, и если информация перерабатывается на неосознаваемом уровне. Так, мы провели отдельно поведенческий эксперимент и затем — ЭЭГ-исследование.

В наших экспериментах были очень необычные стимулы: фактически из записей чтения фрагментов стиха и прозы были удалены слова — участники экспериментов слышали только интонацию (в принципе, подобный эффект вы можете наблюдать и без специальной технической обработки — когда напеваете песню, не помня слов). Стимулы были предоставлены московскими коллегами-лингвистами — Александром Костюком и Татьяной Скулачёвой. В результате двух экспериментов мы обнаружили различия в восприятии интонации стиха и прозы как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне — идея стиховедов об особой стиховой интонации нашла свое подтверждение.

Думаю, что проведение исследований такого по-настоящему междисциплинарного характера в нашей стране мало где возможно. Наши преподаватели — профессионалы, давно зарекомендовавшие себя в научном сообществе. Обучаться в такой среде — дорогого стоит. На одинаково высоком уровне преподаются и лингвистика, и психология, и нейрофизиология, и программирование. Особенно ценно, на мой взгляд, что эти знания — современные.

Я очень благодарна преподавателям программы за то, что, помимо предметных знаний, нам был дан навык ведения научной работы. Как грамотно подойти к проведению исследования, что нужно при этом учитывать? Какие существуют этические нормы в научном сообществе? В каком виде и где хранить экспериментальные данные, а также как лучше и удобнее с ними работать? Одним словом, нам был задан четкий методологический вектор научной деятельности, которого мы, выпускники, безусловно, будем стараться придерживаться и дальше.

Артём Новожилов

Я пошел на «Когнитивные исследования», чтобы расширить свой научный кругозор и подкрепить знания в области лингвистики, полученные во время обучения в НИУ ВШЭ, знаниями из других сфер. Это программа междисциплинарная и включает данные нейрофизиологии, языкознания, когнитивной психологии. Здесь постоянно дискутируют о том, как все на самом деле работает или не работает. Есть несколько основных преимуществ программы: здесь очень крутые преподаватели — со всеми интересно поговорить, каждый профессионал в своей области, что создает прекрасную научную атмосферу, уважение и доброе отношение к коллегам, возможность найти и объяснить научную статью на любую тему и  объяснить посредством когнитивных наук различные данные.

Татьяна Полферова

Я поступила на программу после филфака и возможность пройти магистратуру по этой специальности действительно стала подарком для  меня. В ходе учебы я осознала, что каждая научная отрасль, к которой я когда-либо имела отношение до этого, при всем ее неоспоримом величии, была заперта в узких границах своего тщательно выстроенного, но во многом иллюзорного мирка, что расширение этих границ и глобальная систематизация научных знаний и методов, их соотнесение друг с другом и сотрудничество разных научных направлений могут принести колоссальную пользу не только научному сообществу, но и отдельно взятому исследователю.

Обучение в магистратуре ИКИ — одновременно разностороннее, всеобъемлющее и слаженное, что и позволяет смотреть на свои и чужие научные исследования более глобально.

Я думаю, что эта учеба для меня стала тем самым «настоящим образованием», которое не просто снабжает обучающихся знаниями, но дарит им саму способность учиться, системное мышление и те инструменты, которые позволяют им продолжать расти и обучаться даже после окончания программы.

Не могу не сказать теплых слов и о преподавательском составе — то, какие это личности и  как искренне и уважительно они относятся к магистрантам, само по себе бесценно. Лично мне это постоянно давало заряд вдохновения и внутреннего спокойствия. Преподаватели ИКИ — люди, на которых действительно хочется равняться и с которыми по-настоящему интересно работать. Я безмерно благодарна за этот опыт и немного завидую всем, кому еще предстоит его получить.

Мария Харчевник

Для меня решение поступить в магистратуру Института когнитивных исследований было непростым. Я несколько лет мечтала здесь учиться, но для этого мне пришлось уехать из Беларуси, оставить свою семью и друзей и уволиться с работы. Но сейчас я могу 100% сказать, это того стоило!

Во-первых, учебные предметы, которые вы будете здесь изучать, изменят ваше представление о том, что такое человек, как мы мыслим и как принимаем решения. Мне сложно представить другую программу, которая так же сильно формировала бы мировоззрение и критическое мышление, как «Когнитивные исследования». Во-вторых, вы будете учиться у лучших — у крутых специалистов, которые горят на своей работе и сами занимаются исследованиями, а не просто читают лекции по бумажке. Если вам повезет, вы сможете присоединиться к одному из таких исследований и получить опыт работы в команде ученых. В-третьих, эта магистратура предполагает большой объем практики — мы учились работать и делали собственные мини-исследования с айтрекером и электроэнцефалографом, обрабатывали данные фМРТ, а на парах по НИР разбирали и обсуждали каждый этап научной работы друг друга, учились правильно сформулировать цели и гипотезы исследования, составлять его дизайн, считать статистики и интерпретировать результаты в свете актуальных научных теорий. Ну, и в четвертых, — область когнитивных исследований включает в себя широчайший диапазон тем: от исследований читательского опыта до контрастной чувствительности зрения у больных шизофренией.

До магистратуры я работала преподавателем русского языка как иностранного и хотела изучать на более глубоком уровне, как  происходит чтение и понимание предложений на неродном языке. 

Здесь у меня получилось не только найти потрясающего научного руководителя, которая помогла мне провести экспериментальное исследование и разобраться в механизмах синтаксической обработки, но и подключиться к еще одному исследованию по смежной теме (лексическому доступу на иностранном языке). 

Я могу еще долго рассказывать о том, как эта программа, наши преподаватели и мои потрясающие одногруппники повлияли на мою жизнь, но постараюсь резюмировать в одной фразе: этот путь стоит того, чтобы его пройти. И если бы я могла вернуться на два года назад, я бы посоветовала себе не сомневаться ни минуты.

Елизавета Янина

После изучения спортивной физиологии у меня осталось много вопросов о том, какие именно механизмы работы психики спортсмена позволяют показывать высокие спортивные результаты. На Петербургском семинаре по когнитивным исследованиям я услышала о магистерской программе «Когнитивные исследования». Поступать вдохновила программа вступительных испытаний: вопросы и список литературы.

После поступления, на первой же неделе обучения В. А. Гершкович предложила заняться междисциплинарным исследованием по выявлению факторов влияющих на срывы под соревновательным давлением. Оказалось, что исследуя то, как научение происходит у нетренированных людей, можно сделать практически значимые выводы для спортсменов, борющихся за высшие достижения.

С первого семестра магистрам дается возможность знакомиться с деятельностью ведущих лабораторий и исследовательских коллективов — в рамках занятий по научно-исследовательской практике.

Все занятия ведут преподаватели, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, то есть кроме знаний о предмете, они передают знания и о методе. В ходе обучения есть возможность принимать участие в международных конференциях. Таким образом, в Институте когнитивных исследований создана благоприятная среда для развития современного исследователя.