Доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, кандидат филологических наук
В 1994 году с отличием окончила отделение прикладной лингвистики филологического факультета СПбГУ. Училась в аспирантуре на кафедре общего языкознания СПбГУ. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Особенности построения текста в аспекте функциональной асимметрии мозга» по специальности «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика». В 2003–2005 годах стала победителем конкурса грантов Президента РФ.
Сотрудник Института когнитивных исследований с момента его основания. Курирует работу «Петербургского семинара по когнитивным исследованиям» (руководитель — Т. В. Черниговская). Cоавтор онлайн-курсов «Психолингвистика» и «Нейролингвистика», разработчик дополнительной образовательной программы «Нейролингвистика».
- Психолингвистика
- Механизмы порождения и восприятия текста
- Ментальный лексикон
- Патология речи
- Усвоение родного и неродного языков
- Изучение движений глаз при чтении
- Методика преподавания русского языка как иностранного
- Секретарь постоянно действующего Петербургского семинара по когнитивным исследованиям
- Ответственный редактор периодического издания «Петербургский семинар по когнитивным исследованиям»
- Член оргкомитета Международного Санкт-Петербургского зимнего симпозиума по экспериментальным исследованиям языка и речи The Night Whites Language Workshop
- Постоянный редактор сборника Материалов Санкт-Петербургского зимнего симпозиума по экспериментальным исследованиям языка и речи
- Член редколлегии научного журнала «Социо- и психолингвистические исследования»
- Член программного комитета конференции «Когнитивная наука в Москве»
- Член программного комитета и редактор сборника материалов конференции международной конференции «Язык — музыка — жест: информационные перекрестки»
- Член редколлегии научного журнала «Тілтаным»
- Когнитивные механизмы обработки мультимодальной информации: тип текста и тип реципиента (2021–2023)
- Механизмы чтения и интерпретации текста на родном и неродном языках: междисциплинарное экспериментальное исследование с использованием методов регистрации движения глаз, визуальной аналитики и технологий виртуальной реальности (2021–2023)
- Как читаются поликодовые тексты: экспериментальное исследование (2020–2021)
- Закономерности обработки лингвистической информации в ситуации многозначности: процессы активации и выбора вариантов значений (2018–2020)
- Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов (2014–2018)
- Экспериментальное изучение контекстуальных факторов, влияющих на процесс речевосприятия (2014–2016)
- Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности (2013–2015)
- Экспериментальное исследование ментальной грамматики на материале русского языка (2012–2014)
- Роль лингвистических уровней в процессах чтения (экспериментальное исследование методиками регистрации движений глаз и принятия лексического решения) (2010)
- Дискурсивные средства и интеракциональные механизмы управления социально-распределенным вниманием (2009–2011)
- Ф (финский) + Р (русский) = Х: насколько эффективно мультилингвальное образование? (2009–2011)
- Исследование лексического компонента языка с помощью методики регистрации движения глаз (2009)
- Нейрофизиологические, психологические и лингвистические аспекты социального взаимодействия в процессе решения когнитивных задач (2009)
- Метарепрезентация и формирование внутренней модели сознания «другого» (Theory of Mind) в норме и при шизофрении: психолингвистическое и нейропсихологическое исследование организации коммуникативного взаимодействия (2006–2008)
Выпускные квалификационные работы аспирантов
- О. Н. Константинова (2024) «Психолингвистические механизмы обработки сарказма при чтении текста: экспериментальное исследование на материале русского языка»
- А. А. Коновалова (2023) «Механизмы чтения и понимания поликодового текста: психолингвистическое исследование на материале русского языка»
- Т. Чжан (2022) «Структурно-семантические особенности интернет мема как поликодового текста»
Выпускные квалификационные работы магистров
- М. М. Кочнева (2024) «Механизмы обработки высокочастотных биномиалов русского языка: экспериментальное исследование с использованием методики регистрации движений»
- М. В. Иванов (2021) «Сопоставление механизмов чтения вслух и про себя при выполнении перевода с английского языка на русский»
- Д. Е. Скворцова (2021) «Механизмы обработки поликодового текста изучающими русский язык как иностранный»
- А. Р. Воднева (2020) «Разрешение лексико-грамматической неоднозначности на примере глаголов-омографов русского языка»
- А. А. Коновалова (2020) «Особенности восприятия поликодового текста: психолингвистическое исследование»
- С. Лялькина (2019) «Особенности интерпретации комикса как креолизованного текста»
- Е. В. Гребенникова (2019) «Роль ключевых слов при чтении текста»
- В. И. Зубов (2019) «Специфика восприятия текста у школьников с нарушениями процесса чтения (на материале русского языка)»
- Ч. Яо (2019) «Языковая репрезентация концепта "природа" в рекламном тексте»
- А. С. Добрего (2018) «Стратегии идентификации букв и символов носителями русского зыка: экспериментальное исследование»
- Т. Ян (2018) «Языковые средства описания примет и суеверий в русской лингвокультуре (на фоне китайской)»
- Ц. Фэн (2016) «Способы выражения имплицитного отрицания в русском языке (на фоне китайского языка)»
- К. Е. Кротова (2015) «Влияние типа текста на стратегии его анализа при чтении (на материале русского языка)»
- Ц. Менюань (2015) «Ассоциативно-вербальное поле "Человек" в русском языке (на фоне китайского языка)»
- Е. В. Михайловская (2012) «Особенности восприятия русских идиоматических выражений при чтении: экспериментальное исследование с использованием методики регистрации движений глаз»
- Е. Ястремская (2006) «Лингвокультурологический аспект изучения категории "комплимент" в русском языке (на фоне испанского языка)»
Выпускные квалификационные работы специалистов
- А. Р. Булатова (2020) «Функционально-семантическая характеристика эмотивов, выраженных глаголами физического воздействия, в современном русском языке»
- Ч. Ин (2006) «Ассоциативное поле "животные восточного календаря" в русской языковой картине мира (на фоне китайского языка)»
- М. А. Гутман (2005) «Исследование нарушений организации дискурса в норме и при шизофрении на материале лакунарных текстов разных типов»
- А. А. Майоров (2004) «Особенности восприятия и понимания письменного текста больными шизофренией»
Выпускные квалификационные работы бакалавров
- Е. В. Пучкова (2024) «Роль формата предъявления поэтического текста в процессе его восприятия и понимания»
- Я. В. Давыдович (2022) «Разработка лексического минимума для русскоговорящих детей-билингвов»
- А. Е. Михеева (2022) «Использование приемов языковой игры при создании поликодовых плакатов социальной рекламы»
- Е. А. Смелова (2022) «Влияние формата предъявления учебного материала на восприятие и понимание текста»
- М. Ю. Старовойт (2020) «Экспериментальное исследование семантики лексем "преподаватель" и "учитель" в русском языке»
- Ш. Ван (2020) «Языковые средства выражения концепта "свобода" в топонимике Санкт-Петербурга»
- Н. В. Калугина (2018) «Специфика восприятия иностранцами текстов на русском языке в формате инфографики»
- А. С. Добрего (2016) «Особенности восприятия статистических и динамических текстов»
- М. С. Мусихина (2015) «Особенности восприятия текстов разных функциональных стилей в аспекте преподавания РКИ»
- Персональный идентификационный код автора Российского индекса научного цитирования (SPIN РИНЦ): 9756–8816
- Открытый идентификатор исследователя (ORCID): 0000–0002–6711–5385
- Уникальный профиль в международной идентификационной системе исследователей (Researcher ID): P–2664–2014
- Уникальный идентификатор автора в базе данных Scopus (Scopus Author ID): 38261625800
- Уникальный профиль в научно-исследовательской сети Loop: 636919
- Персональная страница автора в электронной библиотеке научных публикаций eLibrary
- Персональная страница автора в рамках поисковой платформы Web of Science