Татьяна Евгеньевна Алексеева-Нилова

Доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, кандидат филологических наук

Биография

В 1994 году с отличием окончила отделение прикладной лингвистики филологического факультета СПбГУ. Училась в аспирантуре на кафедре общего языкознания СПбГУ. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Особенности построения текста в аспекте функциональной асимметрии мозга» по специальности «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика». В 2003–2005 годах стала победителем конкурса грантов Президента РФ.

Сотрудник Института когнитивных исследований с момента его основания. Курирует работу «Петербургского семинара по когнитивным исследованиям» (руководитель — Т. В. Черниговская). Cоавтор онлайн-курсов «Психолингвистика» и «Нейролингвистика», разработчик дополнительной образовательной программы «Нейролингвистика».

Сфера научных интересов
  • Психолингвистика
  • Механизмы порождения и восприятия текста
  • Ментальный лексикон
  • Патология речи
  • Усвоение родного и неродного языков
  • Изучение движений глаз при чтении
  • Методика преподавания русского языка как иностранного
Членство в редколлегиях и оргкомитетах
Научные проекты и гранты
  • Когнитивные механизмы обработки мультимодальной информации: тип текста и тип реципиента (2021–2023)
  • Механизмы чтения и интерпретации текста на родном и неродном языках: междисциплинарное экспериментальное исследование с использованием методов регистрации движения глаз, визуальной аналитики и технологий виртуальной реальности (2021–2023)
  • Как читаются поликодовые тексты: экспериментальное исследование (2020–2021)
  • Закономерности обработки лингвистической информации в ситуации многозначности: процессы активации и выбора вариантов значений (2018–2020)
  • Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов (2014–2018)
  • Экспериментальное изучение контекстуальных факторов, влияющих на процесс речевосприятия (2014–2016)
  • Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности (2013–2015)
  • Экспериментальное исследование ментальной грамматики на материале русского языка (2012–2014)
  • Роль лингвистических уровней в процессах чтения (экспериментальное исследование методиками регистрации движений глаз и принятия лексического решения) (2010)
  • Дискурсивные средства и интеракциональные механизмы управления социально-распределенным вниманием (2009–2011)
  • Ф (финский) + Р (русский) = Х: насколько эффективно мультилингвальное образование? (2009–2011)
  • Исследование лексического компонента языка с помощью методики регистрации движения глаз (2009)
  • Нейрофизиологические, психологические и лингвистические аспекты социального взаимодействия в процессе решения когнитивных задач (2009)
  • Метарепрезентация и формирование внутренней модели сознания «другого» (Theory of Mind) в норме и при шизофрении: психолингвистическое и нейропсихологическое исследование организации коммуникативного взаимодействия (2006–2008)
Научное руководство
Выпускные квалификационные работы аспирантов
  • О. Н. Константинова (2024) «Психолингвистические механизмы обработки сарказма при чтении текста: экспериментальное исследование на материале русского языка»
  • А. А. Коновалова (2023) «Механизмы чтения и понимания поликодового текста: психолингвистическое исследование на материале русского языка»
  • Т. Чжан (2022) «Структурно-семантические особенности интернет мема как поликодового текста»
Выпускные квалификационные работы магистров
  • М. М. Кочнева (2024) «Механизмы обработки высокочастотных биномиалов русского языка: экспериментальное исследование с использованием методики регистрации движений»
  • М. В. Иванов (2021) «Сопоставление механизмов чтения вслух и про себя при выполнении перевода с английского языка на русский»
  • Д. Е. Скворцова (2021) «Механизмы обработки поликодового текста изучающими русский язык как иностранный»
  • А. Р. Воднева (2020) «Разрешение лексико-грамматической неоднозначности на примере глаголов-омографов русского языка»
  • А. А. Коновалова (2020) «Особенности восприятия поликодового текста: психолингвистическое исследование»
  • С. Лялькина (2019) «Особенности интерпретации комикса как креолизованного текста»
  • Е. В. Гребенникова (2019) «Роль ключевых слов при чтении текста»
  • В. И. Зубов (2019) «Специфика восприятия текста у школьников с нарушениями процесса чтения (на материале русского языка)»
  • Ч. Яо (2019) «Языковая репрезентация концепта "природа" в рекламном тексте»
  • А. С. Добрего (2018) «Стратегии идентификации букв и символов носителями русского зыка: экспериментальное исследование»
  • Т. Ян (2018) «Языковые средства описания примет и суеверий в русской лингвокультуре (на фоне китайской)»
  • Ц. Фэн (2016) «Способы выражения имплицитного отрицания в русском языке (на фоне китайского языка)»
  • К. Е. Кротова (2015) «Влияние типа текста на стратегии его анализа при чтении (на материале русского языка)»
  • Ц. Менюань (2015) «Ассоциативно-вербальное поле "Человек" в русском языке (на фоне китайского языка)»
  • Е. В. Михайловская (2012) «Особенности восприятия русских идиоматических выражений при чтении: экспериментальное исследование с использованием методики регистрации движений глаз»
  • Е. Ястремская (2006) «Лингвокультурологический аспект изучения категории "комплимент" в русском языке (на фоне испанского языка)»
Выпускные квалификационные работы специалистов
  • А. Р. Булатова (2020) «Функционально-семантическая характеристика эмотивов, выраженных глаголами физического воздействия, в современном русском языке»
  • Ч. Ин (2006) «Ассоциативное поле "животные восточного календаря" в русской языковой картине мира (на фоне китайского языка)»
  • М. А. Гутман (2005) «Исследование нарушений организации дискурса в норме и при шизофрении на материале лакунарных текстов разных типов»
  • А. А. Майоров (2004) «Особенности восприятия и понимания письменного текста больными шизофренией»
Выпускные квалификационные работы бакалавров
  • Е. В. Пучкова (2024) «Роль формата предъявления поэтического текста в процессе его восприятия и понимания»
  • Я. В. Давыдович (2022) «Разработка лексического минимума для русскоговорящих детей-билингвов»
  • А. Е. Михеева (2022) «Использование приемов языковой игры при создании поликодовых плакатов социальной рекламы»
  • Е. А. Смелова (2022) «Влияние формата предъявления учебного материала на восприятие и понимание текста»
  • М. Ю. Старовойт (2020) «Экспериментальное исследование семантики лексем "преподаватель" и "учитель" в русском языке»
  • Ш. Ван (2020) «Языковые средства выражения концепта "свобода" в топонимике Санкт-Петербурга»
  • Н. В. Калугина (2018) «Специфика восприятия иностранцами текстов на русском языке в формате инфографики»
  • А. С. Добрего (2016) «Особенности восприятия статистических и динамических текстов»
  • М. С. Мусихина (2015) «Особенности восприятия текстов разных функциональных стилей в аспекте преподавания РКИ»
Профиль в научных базах данных
  • Персональный идентификационный код автора Российского индекса научного цитирования (SPIN РИНЦ): 9756–8816
  • Открытый идентификатор исследователя (ORCID): 0000–0002–6711–5385
  • Уникальный профиль в международной идентификационной системе исследователей (Researcher ID): P–2664–2014
  • Уникальный идентификатор автора в базе данных Scopus (Scopus Author ID): 38261625800
  • Уникальный профиль в научно-исследовательской сети Loop: 636919
  • Персональная страница автора в электронной библиотеке научных публикаций eLibrary
  • Персональная страница автора в рамках поисковой платформы Web of Science