Чтение поликодовых текстов

Проект «Как читаются поликодовые тексты: экспериментальное исследование», грант СПбГУ (2020–2021)

Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы восприятия вербальной и невербальной информации, а именно — на изучение низкоуровневых и высокоуровневых процессов восприятия, обработки и понимания поликодового текста — текста, составленного из знаков разных семиотических систем, а именно из двух негомогенных частей: вербальной (языковой или речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).

Цель проекта — изучение процесса чтения и понимания поликодового текста (разных типов и с разной степенью креолизации) с помощью мультидисциплинарных методов анализа. Данная цель подразумевает разработку типологии поликодовых текстов и экспериментальную проверку гипотезы, что поликодовый текст более эффективен по сравнению с классическим вербальным текстом при восприятии и анализе информации.

На основе проведенных исследований выявлен оптимальный способ подачи информации в тексте, а именно: особенности визуального представления текста и его лингвистические характеристики. Новизна исследования заключается в том, что на материале русского языка получены принципиально новые экспериментально проверенные данные о механизмах восприятия, обработки и понимания разного рода поликодовых текстов: инфографики, визуальных заметок, рекламных плакатов, интернет-мемов.

Один из основных практических результатов проекта — создание учебно-методического пособия по созданию и использованию на уроке визуальных заметок (скетчноутинга).