Психолингвистические механизмы чтения и индивидуальные различия читающих

Проект «Психолингвистические механизмы чтения и индивидуальные различия читающих: роль читательского опыта и связанных с ним языковых компетенций (на материале русского языка)», грант РНФ (2021–2022)

Изучение механизмов чтения — это одна из центральных проблем экспериментальной лингвистики, играющая ключевую роль как для теоретических моделей понимания речи, так и для различных прикладных задач. Чтение — сложный навык, в который входит целый ряд составляющих: словарный запас, орфографические навыки, умение анализировать грамматическую структуру предложения и эффективно извлекать из текста информацию, в том числе имплицитно выраженную. Уровень сформированности навыка чтения, то есть качество и скорость понимания прочитанного, определяется рядом индивидуальных характеристик читающего — в частности, его языковыми навыками и читательским опытом. Подробное изучение этого вопроса даст возможность приблизиться к пониманию механизмов чтения на русском языке.

Объективные меры для оценки различий в языковых компетенциях, обусловливающих чтение, уже разработаны для английского и ряда других языков, но для русского языка их до настоящего момента не было, поэтому данный проект нацелен на решение этой проблемы. Методики, разработанные в рамках проекта, впоследствии могут быть применены в дальнейших экспериментальных психолингвистических, нейролингвистических и психологических исследованиях, а также в таких прикладных сферах, как обучение родному языку, обучение русскому языку как иностранному и при коррекции нарушений чтения.