Когнитивные механизмы обработки мультимодальной информации: тип текста и тип реципиента

Проект «Когнитивные механизмы обработки мультимодальной информации: тип текста и тип реципиента», грант РНФ (2021–2023)

Изучение процесса чтения — одна из центральных тем экспериментальной лингвистики как части когнитивной науки. Эта тема имеет решающее значение для теоретических моделей понимания речи и ряда прикладных задач. В центре внимания проекта — фундаментальная научная проблема восприятия вербальной и невербальной информации, сопряженная с методами исследования процессов восприятия и понимания смысла текста человеком. Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается тенденция ко все большему использованию визуальной информации в различных сферах жизни. Мультимодальный текст в XXI веке стал неотъемлемой частью современной коммуникации. Особую актуальность получают исследования инфографики, рекламных текстов, мультимедийных курсов, интегрирующих в себе вербальные и невербальные средства, устную и письменную форму предъявления материала.

С распространением методики регистрации движения глаз в последние годы были проведены многочисленные исследования механизмов чтения. Однако уровень текста как целостной единицы остается малоизученным. В частности, существенный интерес представляет то, как связан уровень разных лингвистических компетенций, читательского опыта и фоновых знаний с параметрами глазодвигательной активности при чтении текста и с качеством понимания прочитанного. Остается актуальным вопрос о том, какой тип предъявления сигнала (устный текст или письменный текст) будет наиболее эффективен при дистанционном формате обучения; способствует ли восприятию и пониманию текста предъявление информации в невербальной форме, как сопутствующая вербализация влияет на понимание и запоминание образной информации и ее эмоциональную оценку. Проект направлен на исследование механизмов обработки и понимания разных типов мультимодального текста носителями русского языка.